AD VERBUM

Функционирует при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
поиск
Об институте Как получить грант Премия "Читай Россию/Read Russia"
Вход на сайт

E-mail

Пароль

Институт перевода рекомендует для перевода

П 

 

Олег Павлов, «Дневник больничного охранника»

Проза Олега Павлова – это жесткая, страшная, пронзительная правда, часто стоящая вне принятых рамок добра и зла, беспощадные свидетельства жизненных трагедий и в то же время – экзистенциальная глубина и сострадательная любовь к человеку. Из русской литературы XX века Павлова можно сравнить с Александром Солженицыным. Кстати, в 90-х годах Солженицын поручил молодому прозаику публикацию и комментарии к части писем, поступавших в созданный им фонд – и Павлов создал очерки и эссе «Русские письма», отразившие трагедию народной жизни. Опубликованный в 1994 году роман Павлова «Казенная сказка» заслужил признание живых классиков – Георгия Владимова и Виктора Астафьева, роман «Дело Матюшина» – о ставшем убийцей лагерном охраннике – вызвал большую полемику среди общественности.

Произведения Павлова поражают своей достоверностью: их темы зачастую связаны с биографией самого писателя (он служил в конвойных войсках в лагере, и этот опыт отразился во многих его книгах). Таков и «Дневник больничного охранника», опубликованный спустя 16 лет после написания. В этих беглых записях описана жизнь обыкновенной московской больницы, где писатель, только что покинувший конвойные войска, вдруг обнаружил тот же самый «барак» – ту же забитость и безысходность, страдания, непоправимую абсурдность мира, среди которой нужно пытаться отстоять право называться человеком.

Олег Павлов родился 16 марта 1970 года в Москве. После окончания школы работал, проходил службы в конвойных войсках в Туркестанском военном округе. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Как прозаик дебютировал в 1990 году. Лауреат премии «Русский Букер» (2002 г.), премии Александра Солженицына (2012 г.).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
Виктор Пелевин, «Любовь к трём цукербринам»
Еще в 90-е годы Виктор Пелевин стал культовым автором для российских читателей, а его произведения «Омон Ра», «Чапаев и пустота», «Generation "П"» – настоящими бестселлерами. И Пелевин остаётся властителем дум до сих пор. Узнаваема атмосфера его книг, наполненная иронией и фантасмагорией. Писатель, как никто другой, подмечает черты духовной жизни современного мира и прежде всего –заворожённость параллельной вселенной рекламы, Интернета и социальных сетей. Тем интересней, что в его новом романе, по словам самого Пелевина, «почти нет связи с актуальной действительностью».
Ключевая для Пелевина тема – представление о жизни как о виртуальной реальности –пронизывает книгу «Любовь к трём цукербринам». Роман отражает мир Интернета (действие происходит на фоне популярной игры Angry Birds, стиль комментариев главного героя напоминает язык блогов), но в то же время и пародирует виртуальную жизнь. Пелевин, как любой настоящий художник, рисует, а не объясняет, оставляя читателю возможность самому отвечать на главные вопросы. 
 
Виктор Пелевин, «Смотритель»
Роман Виктора Пелевина «Смотритель», вышедший в двух томах, вызвал горячее обсуждение в литературном мире. В книге, где смешиваются история и мистика, реальность и фантастика, отражена ключевая идея всего творчества писателя –представление о виртуальности, иллюзорности жизни. 
Действие разворачивается в Идиллиуме – загадочной вселенной, существующей по ту сторону нашей «Ветхой земли». Эту вселенную создали «посвящённые» – Бенджамин Франклин, Франц-Антон Месмер и русский император Павел I, который, как оказалось, не был убит заговорщиками. Идиллиум скрыт от глаз обычных людей, но в то же время невидимыми нитями он связан с нашим миром – колоссальный мираж, охраняемый Смотрителями. 
Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. Окончил Московский энергетический институт, учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Как прозаик дебютировал в 1989 году. Лауреат многих литературных премий, среди которых «Малый Букер» (1993 г.), немецкая литературная премия имени Рихарда Шёнфельда (2000 г.), «Национальный бестселлер» (2004 г.), Национальная литературная премия «Большая книга» (2010 г.). Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» (2015 г.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Ася Петрова, «Волки на парашютах. Взрослые молчат» #ДетскаяЛитература

Сборник «Волки на парашютах» переводчика французской литературы Аси Петровой стал прекрасным дебютом в детской прозе: он принёс автору первую премию Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», диплом международного конкурса детских книг «Белые вороны» Международной Молодежной Библиотеки (г. Мюнхен).

В новой книге этот сборник рассказов удачно дополнен циклом «Взрослые молчат»: если первый содержит истории о взрослении ребенка, то второй посвящен жизни подростков. Повествование в книгах Петровой ведётся от первого лица, и писательница очень точно передаёт интонацию персонажей. В её рассказах – остроумных, смешных, подчас парадоксальных и фантастичных, герои – дети и подростки – постепенно входят в большой мир, решают проблемы и ставят неразрешимые вопросы.
 

Ася Петрова родилась 28 октября 1988 года в Ленинграде. Окончила филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета и магистратуру университета Сорбонна «Париж IV», кандидат филологических наук. Переводчик детской и взрослой французской литературы. Обладатель первой премии Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (2011 г.), финалист конкурса Ассоциации книгоиздателей России (2014 г.), лауреат Всероссийской литературной премии им. С. Маршака (2015 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Мариам Петросян, «Дом, в котором…»

Над своим первым романом «Дом, в котором…» художница Мариам Петросян начала работать в 1991 году, а опубликован он был только в 2009-ом – и сразу стал бестселлером, его справедливо называли одной из книг десятилетия. Книга Петросян очень необычна, она действительно выделяется среди произведений современной русской литературы. На почти тысяче страниц романа создаётся удивительный фантастический мир, немного пугающий и вместе с тем притягательный, так что, однажды погрузившись в него, трудно возвращаться к реальности.

Внешняя канва сюжета – это рассказ об интернате для детей-инвалидов, о жизни этого замкнутого мира, его правилах и обитателях, у которых есть не имена, а прозвища – Курильщик, Табаки, Лорд, Сфинкс, Слепой. По мере рассказа раскрываются тайна Дома, существующего словно вне пространства и времени, где есть параллельный мир – «изнанка дома». Для героев приближается срок выпуска, но больше всего воспитанникам внушает ужас Наружность – внешний мир, и сам образ Дома кажется олицетворением поры детства, наполненной мечтами, фантазиями и безотчетным страхом перед взрослой жизнью.

Мариам Петросян родилась 10 августа 1969 года в Ереване (Армянская ССР). Окончила художественное училище, работала на студиях «Арменфильм» и «Союзмультфильм». Лауреат приза зрительских симпатий Национальной литературной премии «Большая книга» (2010 г.), лауреат «Русской премии» (2010 г.). Живёт в Ереване.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ольга Погодина-Кузьмина, «Ласковая вечность»
 
Ольгу Погодину-Кузьмину знают в России как интересного, оригинального драматурга и сценариста. Кроме того, в 2011 году она дебютировала как прозаик с романом «Адамово яблоко», и эта книга вызвала горячую дискуссию в литературном сообществе, а в 2013 году её второй роман «Власть мертвых» вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер».

«Ласковая вечность», таким образом, третья прозаическая книга петербургской писательницы. Во всех её романах город на Неве является не только фоном, но и одним из персонажей. При этом действие нередко разворачивается в разных городах России и в других странах (Турция, Италия). Писательница смело раскручивает захватывающую интригу, где есть и финансовые авантюры, и семейные истории, и любовная линия. Из всего этого постепенно складывается картина реальности, которая начинает приобретать странные, гротескные черты.

Ольга Погодина-Кузьмина родилась 11 ноября 1969 года в Ленинграде. Окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Лауреат премий «Новая драма» (2003 г.) и «Евразия» (2007 г.), финалист премии «Национальный бестселлер» (2013 г.).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Александр Подрабинек, «Диссиденты»
Роман правозащитника, активного участника диссидентского движения в СССР Александра Подрабинека – настоящий учебник мужества. Это книга человека, который подготовил сборник «Карательная медицина» (об использовании психиатрии в СССР для подавления инакомыслящих), прошёл ссылку и лагеря. В своих мемуарах Подрабинек точно и обстоятельно восстанавливает историю диссидентского движения и картину советской эпохи конца 60-х-80-х. Книга, сюжетом для которой послужила сама история, порой напоминает детектив, где закручиваются судьбы самых разных героев – врачей, правозащитников, рабочих, сотрудников КГБ, преступников.
«Диссиденты» потрясают не только своей документальной составляющей, но и художественной, психологической. Подрабинек пронзительно пишет о собственной судьбе, но при этом он умеет честно посмотреть на себя со стороны, отметить свои недостатки и слабости. На примере личной истории писатель поднимает глубокие этические вопросы: на что готов человек ради свободы и справедливости? Готов ли он к допросам, обыскам, шантажу, лишениям тюрьмы и ссылки? И книга Подрабинека – свидетельство того, что среди всех испытаний можно сохранить человеческое достоинство. 
Александр Подрабинек родился 8 августа 1953 года в Москве. Окончил фельдшерское училище, работал в службе скорой помощи. В начале 1970-х годов присоединился к правозащитному движению. В 1978 году арестован за клевету на советский строй, отбывал ссылку в Сибири, в 1980 году был арестован повторно и приговорен к трём с половиной годам лагерей. В настоящее время главный редактор агентства Прима-News, обозреватель «Новой газеты».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Юрий Поляков, «Как Боги»
Новая пьеса известного писателя и драматурга Юрия Полякова «Как Боги» поставлена во многих российских театрах. Его драмы так же интересно читать, как и смотреть на сцене. Они отличаются интригующим сюжетом и живым языком, парадоксальными ситуациями и запоминающимися характерами.
Героиня пьесы «Как Боги» – это пародийный образ Пигмалиона из бессмертной драмы Бернарда Шоу. Жена отставного дипломата Вера Гаврюшина работает преподавательницей этикета, обучая бизнесменов культуре поведения. Но всё в их доме переворачивается, когда по протекции она берёт в ученики сибирского «самородка» Артёма Бударина. Интрига закручивается со страшной скоростью: в него тут же влюбляется дочь Гаврюшиных Алёна, потом Бударин спасает от финансового краха Макса, сына Гаврюшина от первого брака, и очаровывает саму Веру Николаевну. Для энергичного, обаятельного Бударина нет никаких моральных запретов. И остальные персонажи не могут устоять перед пороками – завистью, жадностью, гордыней. Мастерски соединяя трагическое и комическое, в своей пьесе Поляков заставляет зрителей и читателей задуматься над вопросом: на что может пойти человек ради достижения собственных целей, где та граница, которую он не готов переступить? 
 
Юрий Поляков родился 12 ноября 1954 года в Москве. Окончил Московский областной педагогический институт. Кандидат филологических наук. Как поэт дебютировал в 1978 году, с начала 1980-х пишет прозу. Лауреат литературной премии имени Н. В. Гоголя (2005 г.), Бунинской премии (2008 г.). В настоящее время главный редактор «Литературной газеты». 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Антон Понизовский, «Обращение в слух»
Роман тележурналиста Антона Понизовского «Обращение в слух» стал заметным явлением в российской литературной жизни. История его создания необычна: Понизовский записывал на диктофон рассказы людей на Москворецком рынке для журналистского проекта. И только потом этот сырой материал перевоплотился в произведение.
Одна часть книги – это пронзительные, порой шокирующие исповеди: говорят беженцы с Кавказа, деревенские жители, сироты, солдаты-новобранцы. Затем писатель выстраивает оригинальную композицию: все эти истории по магнитофону слушают четыре героя, случайно встретившиеся в швейцарском отеле. Именно в их беседах и спорах поднимаются «проклятые» вопросы о тайнах русской души и судьбе русского народа. Оппонентами оказываются идеалист Федя (по сюжету он и записал эти рассказы для научных целей), аспирант швейцарского профессора культурной антропологии, с восемнадцати лет живущий за границей, и материалист-рационалист Белявский. На современном материале Понизовский создал произведение с глубоким идейным содержанием, продолжая традиции русской классической литературы и в особенности – романов Достоевского. 
Антон Понизовский родился 13 февраля 1969 года в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. Работает журналистом на телевидении. Финалист Национальной литературной премии «Большая книга» (2013 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Илга Понорницкая, «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы» #ДетскаяЛитература

Детская писательница Илга Понорницкая стала известна российским читателям в 2002 году, когда вышла её первая книга рассказов «Внутри что-то есть». Понорницкая является автором повестей о жизни современных детей и подростков, отмеченных литературными премиями («Звери из детства», «Даша Птичкина и её друзья», «Эй, рыбка!»).

Повесть писательницы «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы» – это добрая сказка, где есть место и обаянию реальности, и волшебным приключениям. Рассказанные истории говорят о простых и важных вещах – о дружбе, о преданности, об ответственности перед близкими людьми. Истина проста: зло появляется в мире из-за одиночества, и только душевное тепло и любовь могут превратить его в добро.

Илга Понорницкая (настоящее имя – Евгения Басова) родилась 26 февраля 1963 года в Красноярске. Окончила факультет журналистики МГУ. Живёт в Чебоксарах, работает в газете. Лауреат Национальной литературной премии «Заветная мечта» (2009 г.), Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А. Н. Толстого (2009 г.), финалист Всероссийского конкурса за лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (2011 г.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Валерий Попов, «Плясать до смерти»

В России петербургского писателя Валерия Попова знают как автора интересных книг, написанных для серии «Жизнь замечательных людей» – биографий Сергея Довлатова, Михаила Зощенко, Дмитрия Лихачева. Обширно и его художественное творчество (писатель публикуется с 1965 года) – и здесь Попов мастер увлекательных сюжетов, живых картин действительности и диалогов, с почти гоголевской силой юмора и неизменной самоиронией.

Книга «Плясать до смерти», казалось бы, очень отличается от его прозы, но в то же время отражает её характерные черты. Это исповедальный рассказ о тяжёлой судьбе двух близких писателю людей – дочери Насти, которая неудачно вышла замуж, опустилась и умерла от цирроза печени, и отца Георгия, когда-то выдающегося ученого-агронома, бодрого телом и духом человека, угасшего в старости. Две повести – две непридуманные истории о смерти. Прозаик описывает трагедии, но при этом не впадает в тон, который вызывал бы у читателя слезу жалости, не превращает себя в библейского Иова. Создаётся поразительный контраст между страшными событиями и позицией, настроением рассказчика – такого же остроумного, ироничного, подсмеивающегося над собственным невезением. И кажется, это едва ли не единственный способ преодоления ужаса смерти и распада – стихией юмора и обаянием обыденной жизни.

Валерий Попов родился 8 декабря 1939 года в Казани (Татарстан). Окончил Ленинградский электротехнический институт и сценарный факультет ВГИКа. Как прозаик дебютировал в 1965 году. Лауреат многих премий, среди которых премия имени И. П. Белкина (2003 г.), Новая Пушкинская премия (2009 г.), премия имени Н. В. Гоголя (2015 г.) за книгу в серии «ЖЗЛ» о М. Зощенко.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
 
Евгений Попов, «Арбайт. Широкое полотно»

Имя писателя Евгения Попова – одно из знаковых для русской прозы второй половины XX века. Прозаик стал известен на всю страну после публикации в 1976 году в журнале «Новый мир» с предисловием Василия Шукшина. В 1978 году его приняли в Союз писателей, но уже меньше чем через год исключили за создание вышедшего в США, в легендарном издательстве «Ардис», неподцензурного альманаха «Метрополь», авторами которого были также Василий Аксенов, Виктор Ерофеев, Андрей Битов, Фазиль Искандер и другие известные писатели и поэты.

Сейчас Попов много печатается как прозаик и эссеист. Один из его последних романов – «Арбайт. Широкое полотно» – представляет собой смелый эксперимент на грани литературы и современных технологий. Произведение не случайно названо «интернет-романом», так как книга создавалась в Живом Журнале evgpopov: писатель выкладывал в сеть начала глав и рекомендуемые темы для их обсуждения в виде перечня вопросов, на которые могли отвечать все читатели его ЖЖ. Так в рассказ о писателе Гдове, мечтающем «создать широкое полотно», входят отзывы и споры интернет-пользователей, и получается забавная и в то же время горькая история о жизни в эпоху, пришедшую на смену постперестроечной свободе.

Евгений Попов родился 5 января 1946 года в Красноярске. Окончил Московский геологоразведческий институт им. С. Орджоникидзе, работал геологом. Выступил один из создателей легендарного неподцензурного альманаха «Метрополь» (1978 г.). Обладатель многих литературных премий, среди которых Национальная литературная премия «Большая книга» за роман «Аксенов» (2012 г., второе место; книга в соавторстве с Александром Кабаковым).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Захар Прилепин, «Обитель»
В своих книгах Захар Прилепин откликается на злободневные события политической жизни страны: его дебютный роман «Патологии» - о Чеченской войне, «Санькя» - о протестном движении. Но его новое произведение обращается к истории, к одному из самых трагичных и страшных ее периодов. Писатель ставит перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу – создать роман в жанре лагерной прозы не как очевидец тех событий  - после того как уже написаны произведения Шаламова и Солженицына. 
«Обитель» представляет собой колоссальный опыт художественного осмысления истории. Писатель проделал огромную работу по сбору материала: в романе подробно воссозданы детали лагерной жизни (Соловки 20-х годов), большинство персонажей имеет реальных прототипов (например, Митя Щелкачев – это будущий Дмитрий Лихачев). Главный герой Артем Горяинов, в отличие от традиционных персонажей лагерной прозы, попал на Соловки не за политические убеждения, а из-за убийства отца. Его горячей, беспокойной натуре предстоит столкнуться с жестокостью нового режима. Сплетая воедино человеческие судьбы и историю страны, Прилепин пытается ответить на вопрос: как соотносятся границы внешней свободы и свободы внутренней, личной?

Захар Прилепин (настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин) родился 7 июля 1975 года в Рязанской области. Окончил Нижегородский государственный университет и Школу публичной политики. Служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах, потом работал журналистом. Как прозаик дебютировал в 2003 году. Лауреат и финалист многих литературных премий. Финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» (2014 г.)

 
 
Захар Прилепин, «Не чужая смута»
Сборником публицистических статей «Не чужая смута» писатель Захар Прилепин откликнулся на украинско-российский конфликт, вызывающий столько споров и дискуссий и в СМИ, и в литературной среде. В предисловии писатель говорит о том, что ещё в 2009 году написал антиутопию о гражданской войне на Украине –и теперь его догадки стали реальностью.
В книге собраны тексты разнообразных жанров –хроникальные записи, путевые очерки, репортажи, зарисовки. Но контекст, который рассматривает Прилепин, не ограничивается только недавними событиями. Писатель рассуждает об отношениях России и Украины, о нашей общей истории, о русской культуре и о русском мире. И именно это духовное поле образует внутренний сюжет книги. 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
начало А Б В Г Д Е Ж З И К  Л  М Н О  П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я последняя
 

 

Июль

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2 345678
9 101112131415
16 171819202122
23 242526272829
30 31

Август

ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6 789101112
13 141516171819
20 212223242526
27 28293031
© институт перевода 2012