AD VERBUM

Функционирует при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
поиск
Об институте Как получить грант Премия "Читай Россию/Read Russia"
Вход на сайт

E-mail

Пароль

Институт перевода рекомендует для перевода

Б 
 

Дмитрий Бакин, «Страна происхождения»

Фигура писателя Дмитрия Бакина резко выделяется на фоне современной русской литературы. Его рассказы изредка выходили в журналах в 90-е годы, о нем заговорили не только в России, но и за рубежом, но затем наступил период молчания: писатель почти не публиковал новых произведений, а критики, кажется, забыли о его творчестве. Бакин никогда не появлялся в литературном сообществе – даже получать премию «Антибукер» в 1996 году вместо него пришла жена. Никто никогда его не видел, а биографические сведения о нем очень скудны: родился на Украине, работал в Москве шофером. На внезапную смерть писателя 7 апреля 2015 года не откликнулось ни одно серьезное литературное издание.

Наследие Бакина невелико: рассказы, несколько глав из романа (сборник его прозы недавно был издан в Германии), а между тем можно с уверенностью сказать, что это один из самых сильных, глубоких писателей последних лет. Это стилистически сложная, метафорическая проза (не случайно его сравнивали с Андреем Платоновым), проникнутая трагическим, экзистенциальным звучанием: герои Бакина живут словно вне времени, на границе реального и ирреального, где чувствуется присутствие смертного холода, – живут в своём замкнутом мире, тщетно пытаясь вырваться в мир большой.

Дмитрий Бакин (настоящая фамилия – Бочаров) родился 13 января 1964 года в Луганской области (Украинская ССР). Служил в армии, жил в Москве, работал водителем грузового автотранспорта. Как прозаик дебютировал в 1987 году. Лауреат премии «Антибукер» (1996 г.) за книгу «Страна происхождения». Скончался 7 апреля 2015 года.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Павел Басинский, «Лев в тени Льва»
В России критика и литературоведа Павла Басинского знают как автора замечательных книг о Льве Толстом, таких как «Лев Толстой: Бегство из рая» (первая премия «Большой книги» 2010 года), «Святой против Льва». В своих произведениях Басинский умеет соединить обширный документальный материал и подлинную художественность –глубокий психологизм, увлекательную интригу, чувство стиля. 
В романе «Лев в тени Льва» речь идёт не столько о великом писателе, сколько о трагической судьбе его третьего сына Льва. Он стремился найти своё место в мире –пробовал себя в медицине, скульптуре, литературе, общественной деятельности. Но везде возникала фигура отца, и его воспринимали только как сына Льва Толстого. В книге Басинский исследует драму Льва Львовича, его сложные взаимоотношения с отцом, которые постепенно из любви превратились в ненависть. 
Павел Басинский родился 14 октября 1961 года в Волгоградской области. Окончил Саратовский университет и Литературный институт имени А. М. Горького. Кандидат филологических наук. С 1981 года выступает как критик. Лауреат Национальной литературной премии «Большая книга» (2010 г.). Литературный обозреватель «Российской газеты». 
 
Павел Басинский, «Роман с критикой. Скрипач не нужен»
Статьи и эссе литературного критика Павла Басинского всегда увлекательны, оригинальны, глубина анализа в них сочетается с ярким личным началом, Книга «Роман с критикой. Скрипач не нужен» представляет собой сборник литературных портретов, охватывающих историю русской и зарубежной литературы, от классической до современной. Кроме того, она дополнена эссе, заметками и автобиографической повестью  
«Московский пленник».
В книге Басинский задаёт острые вопросы, проводит необычные аналогии не только между современниками, но и писателя разных стран и поколения. На страницах рядом оказываются Борис Рыжий и Михаил Лермонтов, Варлам Шаламов и Рэй Брэдбери, Альбер Камю и Максим Горький, Андрей Платонов и Виктор Пелевин. Каждый портрет, созданный критиком, неповторим, и в итоге получается галерея ярких образов. И несомненно, что эта книга будет интересна не только специалисту-филологу, но и всем интересующимся литературой.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Марат Басыров, «Печатная машинка»
В своём романе «Печатная машинка» Марат Басыров создал образ героя нашего времени: его персонаж –представитель поколения сорокалетних. Писатель рисует портрет человека современности, отличный от того, какой нам часто предлагает массовая культура. Герой Басырова –не успешный делец, а человек, вечно сомневающийся, напряженно размышляющий о Боге и смысле жизни. Он писатель, но о его книгах мы ничего не знаем. Он настолько погружен в свой внутренний мир, что не может выйти из замкнутого пространства своей души и слиться с миром – и чувствует лишь тоску и пустоту.
Писатель проводит нас через всю жизнь героя, кажущуюся ему теперь одной чередой разочарований –детство с бесконечными ссорами родителей, разгульная юность, служба в армии. Нигде герой не может найти счастья и душевного покоя. Роман Басырова, написанный утончённым стилем, напряжённый и печальный, лёгкий и немного циничный, с удивительной философской глубиной говорит о нашем современном мире. 
Марат Басыров родился в 1973 году в Уфе. Живёт в Санкт-Петербурге. Окончил Технологический институт им. Ленсовета. Финалист литературной премии «Национальный бестселлер» (2014 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Сергей Беляков, «Гумилев сын Гумилева»
Книга Сергея Белякова о Льве Гумилеве – первая полная биография великого этнолога, сына Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Сбору материалов для книги писатель посвятил почти двадцать лет, и результаты этой работы впечатляют. Биография ученого читается как самый настоящий роман – это исследование и научное, и художественное. Белякову удается создать образ живого человека, во многом противоречивого, со своими достоинствами и недостатками.
Одна из частей книги традиционно посвящена биографии: писатель тщательно восстанавливает портреты своего героя в разные периоды жизни. Не менее интересна и вторая часть, где Беляков обращается к знаменитой теории Гумилева. И здесь Беляков проявляет себя как честный исследователь: он развенчивает стереотипы, сравнивает разные версии и свидетельства и смело указывает не только на сильные, но и на слабые места в гумилевском учении. После прочтения книги остается желание продолжить этот интеллектуальный диалог о фигуре Гумилева, сына Гумилева.
Сергей Беляков родился 1 октября 1976 года в Свердловске (Екатеринбурге). Окончил исторический факультет Уральского государственного университета, кандидат исторических наук. Как литературный критик дебютировал в 2000 году, был членом жюри многих литературных премий. Заместитель главного редактора журнала «Урал» по творческим вопросам. Обладатель второй премии Национальной литературной премии «Большая Книга» (2013 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

Владимир Березин, «Виктор Шкловский»
Книга писателя и критика Владимира Березина, написанная для серии «Жизнь замечательных людей», посвящена неоднозначной и очень притягательной для исследователя фигуре Виктора Шкловского (1893–1984 гг.), выдающегося филолога, основателя Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ). Его жизнь – это готовый сюжет для приключенческого романа: кавалер Георгиевского креста в Первой мировой войне, эсер, белоэмигрант, затем вернувшийся в СССР. Загадочная личность, один из прототипов дьявола в романе «Мастер и Маргарита».
Биография Березина далека от канонического жизнеописания. Большая её часть – это мозаичный портрет Шкловского, составленный из документальных свидетельств современников, которые дополняются развернутыми авторскими комментариями. Мы видим Шкловского глазами Лили Брик, Ходасевича, Булгакова, чередуются цитаты из писем и воспоминаний, легенды и байки. В результате образ героя получается многогранным –Березин не даёт ему однозначной оценки. Эта биография поистине уникальна: слог книги стилизует мгновенно узнаваемую манеру Шкловского, его острый, афористичный язык. Писатель словно вживается в своего героя, и это делает чтение романа ещё более увлекательным. 
Владимир Березин родился 26 ноября 1966 года в Москве. Окончил физический факультет МГУ и Литературный институт имени А. М. Горького, работал журналистом. Как прозаик дебютировал в 1996 году. Лауреат российских и зарубежных литературных премий.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Андрей Битов, «Что-то с любовью…»
Писатель Андрей Битов – одна из знаковых фигур современной российской литературы, 
его справедливо можно назвать живым классиком: роман «Пушкинский дом», изданный в 1978 году в США, стал одним из ключевых текстов русского постмодернизма. Творческий путь Битова продолжается вот уже более пятидесяти лет, и произведения разного времени начинают удивительно перекликаться между собой.
Так, например, книга «Что-то с любовью…», ставшая в 2013 году финалистом российско-итальянской премии «Москва-Пенне», завершает создававшийся на протяжении многих лет, с 70-х годов, роман «Преподаватель симметрии». Завораживает уже само место действия –райские сады Филиппин. Туда на похороны отца прибывает главный герой –и ему открывается тайна смерти отца, которого он не видел уже много лет. Это роман о метафизических странствиях человека – и обретении им нового духовного опыта (в том числе через любовь). 
Андрей Битов родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский горный институт. Как прозаик дебютировал в 1960 году. С 1991 года –президент российского ПЕН-клуба. Автор книг рассказов, очерков, литературно-критических эссе. Лауреат многих российских и зарубежных литературных премий. Финалист премии «Москва-Пенне» (2014 г.), лауреат премии «Ясная поляна» (2015 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Валерий Бочков, «К югу от Вирджинии» / «Медовый рай»
Книги писателя и художника-графика Валерия Бочкова, много лет проживающего в США, в последнее время стали особенно популярны среди российских читателей. В 2014 году с романом «К югу от Вирджинии» он стал лауреатом «Русской премии», а недавно в России вышла ещё одна книга Бочкова – «Медовый рай». В произведениях Бочкова удивительно уживаются рядом детективная интрига, всевозможные трюки массовой литературы и философская глубина, богатый русский язык.
Действие двух его книг происходит в США, но протагонистами в обоих случаях являются русские девушки. Судьба заносит выпускницу университета Нью-Йорка Полину Рыжик в городок штата Теннеси, где она будет преподавать в школе литературу. В этом тихом месте она неожиданно претерпевает множество приключений, и ей предстоит расследовать тайну исчезновения своей предшественницы. Другую героиню, Соню Белкину, ждут ещё большие испытания: за убийство полицейского она попадает в тюрьму со странным названием «Медовый рай». Но на этом её история не заканчивается: после смертного приговора, заменённого на пожизненное заключение, ей удастся устроить побег, чтобы отомстить обидчику. В этих книгах много живого, нового, интересного, дерзкого и увлекательного. 
Валерий Бочков родился 3 апреля 1956 года в Крустпилсе (Латвийская ССР). Окончил художественно-графический факультет МГПИ имени Ленина. Как художник-график участвовал во многих российских и международных выставках, сотрудничал с отечественными и зарубежными изданиями. С 2000 года живёт в США, где основал собственную творческую студию. Лауреат престижной премии в сфере рекламных коммуникаций ADDY Awards. Как прозаик дебютировал в 2009 году. Лауреат «Русской 
премии» (2014 г.). 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Илья Бояшов, «Джаз»
Петербургский писатель Илья Бояшов в своём романе «Джаз» воплотил в жизнь смелый эксперимент. Он решил повторить подвиг Михаила Кольцова и Максима Горького, которые однажды задумали создать книгу «День мира», где было бы описано, что происходило 27 сентября 1935 года на всей земле. На обращение советских писателей откликнулись во многих странах мира, и они получили огромное количество материалов.
Бояшов реконструирует этот ход событий, но проделывает всю работу в одиночку. Для своего романа писатель берёт 9 октября 1967 года. Что происходило тогда на земле? Погиб Че Гевара, в космос отправилась ракета, в советском колхозе шли трудовые будни. Бояшову удалось создать грандиозную полифонию, свободную стихию, охватывающую в едином потоке людей и событий, – настоящую джазовую мелодию.
Илья Бояшов родился 16 марта 1961 года в Ленинграде. Окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена. Как прозаик дебютировал в конце 80-х. Работает экскурсоводом в Санкт-Петербурге. Лауреат премии «Национальный бестселлер» (2007 г.). 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Юрий Буйда, «Вор, шпион и убийца»
Смысл заголовка нового романа Юрия Буйды, одного из самых титулованных российских прозаиков, проясняется из слов главного героя, называющего мастерство писателя «ремеслом вора, шпиона и убийцы»: он подглядывает, берет чужие слова и образы и убивает их, перенося на бумагу. Это книга писателя о писателе – во многом о самом себе, не случайно сам Буйда определил жанр романа как «мистифицированную биографию». 
Буйда показывает, как из обычных будней колхозной деревни, районного города постепенно вырастает волшебная тяга к творчеству. Простая провинциальная жизнь, с ее радостями и заботами, описана с легким юмором и вниманием: писатель не пропускает ни одной детали, ни одной черточки в характере, создавая яркие, запоминающие образы. Рассказывая о жизни своего альтер-эго, Буйда по кусочкам восстанавливает и жизнь близких ему людей, и всю уже превратившуюся в воспоминания эпоху – это ли не настоящее чудо творчества?
Юрий Буйда родился 29 августа 1954 года в Калининградской области. Окончил Калининградский университет. С 1991 года живет в Москве, работает журналистом. Финалист многих российских литературных премий. Обладатель третьего приза Национальной литературной премии «Большая Книга» (2013 г.). 
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Ксения Букша, «Завод "Свобода"»
В 2014 году петербургская писательница Ксения Букша стала самым молодым прозаиком, вошедшим в короткий список премии «Большая книга». Её роман «Завод "Свобода"» написан в необычном для сегодняшнего дня жанре советского производственного романа. Писательница восстанавливает историю завода на протяжении нескольких десятилетий (от 50-х до 80-х годов), рассказанную его рабочими.
Каждая глава книги представляет собой выхваченный из потока времени фрагмент жизни самых разных людей – женщин и мужчин, стариков и детей. В романе Букши нет ничего другого, кроме записанных ею голосов самих героев, и все сорок глав отличаются по стилю и языку – интонацию одного персонажа не спутаешь с другим. Так писательница смело и неожиданно обновляет каноны ушедшего в прошлое жанра. В ее романе название «Свобода» оказывается обманчивым: завод медленно поглощает жизнь людей, а светлое индустриальное будущем оборачивается сюрреалистической антиутопией.
Ксения Букша родилась 6 апреля 1983 года в Ленинграде. Окончила экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работала журналистом, копирайтером, переводчиком. Как прозаик дебютировала в 2001 году. Лауреат премии «Национальный бестселлер» (2014 г.), финалист Национальной литературной премии «Большая Книга» (2014 г.), лауреат премии «Москва-Пенне» (2014 г.).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
Дмитрий Быков, «Квартал. Прохождение»
Роман известного писателя и публициста Дмитрия Быкова «Квартал. Прохождение» – это книга-загадка, книга-игра, её надо разгадывать и распутывать. Сюжет произведения представляет собой квест, который предлагает пройти читателю выступающий в роли тренера рассказчик. На протяжении квартала (с 15 июля по 15 октября) он должен совершать абсурдные действия, вроде «езжай на окраину и там заблудись» или «ударь человека по лицу», в пределах своего городского квартала. За успешное преодоление всех препятствий полагается награда –богатство и свобода.
Быков проделывает ловкий эксперимент с жанрами. «Квартал» написан в стилистике книг о том, как достичь успеха в жизни, но такая манера откровенно пародируется –и автор не скрывает это, а наоборот, всячески подчеркивает. Но главное достоинство романа в том, что, прикрываясь игровой формой, Быков разворачивает пронзительную, лирическую исповедь своего альтер-эго. За всеми этими бессмысленными действиями и без конца льющимися воспоминаниями рассказчика скрывается острая ностальгия по прошлому, элегическая грусть по тому, что уже утрачено. 
Дмитрий Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Окончил факультет 
журналистики МГУ, выступает как публицист в различных изданиях. Автор многих романов и сборников стихов, книг сказок и статей. Финалист (2007 г.) и лауреат (2006 г., 2011 г.), литературной премии «Национальный бестселлер», финалист (2007 г.) и лауреат (2006 г.) Национальной литературной премии «Большая книга».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 
 
начало А Б В Г Д Е Ж З И К  Л  М Н О  П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я последняя

 

Сентябрь

ПнВтСрЧтПтСбВс
12
3 456789
10 111213141516
17 181920212223
24 252627282930

Октябрь

ПнВтСрЧтПтСбВс
1 234567
8 91011121314
15 161718192021
22 232425262728
29 3031
© институт перевода 2012