AD VERBUM

Функционирует при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
поиск
Об институте Как получить грант Премия "Читай Россию/Read Russia"
Вход на сайт

E-mail

Пароль

«Небеса отверстые…»




15-01-2015


15 января 2015 г. состоялся первый в наступившем году семинар института Библии, в ходе которого  теолог и библеист Алексей Борисович Сомов (Институт перевода Библии, Свято-Филаретовский православно-христианский институт) выступил с докладом на тему «Вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7:56): когнитивная интерпретация.

Заголовком выступления А.Б. Сомова стали предсмертные слова Первомученика Стефана. В основу доклада легло сопоставление трех мученичеств, положивших начало традиции христианских martyria:

- мученичества Иисуса Христа (особенно в описании Евангелия от Луки[1])

- мученичества диакона Стефана (как оно изложено в Деяниях),

- мученичества апостола Иакова (как оно дано на исходе II в. н. э. в трудах иудео-христианского историка Эгесиппа и воспроизведено в «Церковной истории» Евсевия).

У всех трех повествований о мученичестве как бы единый и сквозной проблемный «формуляр»:

(1)    Иисус, Стефан и Иаков приведены в Синедрион,

(2)    Все трое свидетельствуют о Мессии – Сыне Человеческом,

(3)    Толпа глумится над всеми троими,

(4)    Все трое молятся перед кончиной о прощении своих мучителей.

 

Человеческий язык всегда формализован, метафоричен и условен. Но во всех случаях, как показал докладчик, речь идет о тáинственности убитого людьми, но Своим Воскресением преодолевшего «сон» смерти и «полусонное» состояние нашей земной жизни Христа. Сам Бог – во Иисусе Христе – свидетельствует не только об абсурдности обвинений и о бессудной (по существу) расправе, но и о том порыве Воскресения, который с трудом передается нашему языку и нашему обыденному сознанию. Порыве к подлинному бодрствованию и к подлинной жизни…

Лекция вызвала оживленную дискуссию.

В ходе дискуссии научный руководитель семинара Е. Б. Рашковский высказал мысль о том, что изложенная в лекции проблематика рельефно (или, если угодно, по правилам некоторого «контрапункта») оттеняется описанием судьбы другого из важнейших персонажей Деяний: апостола Павла. Первоначально Павел-Савл, еще погруженный в полусонное состояние обыденного сознания, находится в числе мучителей и Стефана, и юной Церкви. Но подлинное пробуждение души, мысли и личности Савла-Павла свершается на пути в Дамаск и во время последующего обращения будущего апостола[2]. И Христос выступает живым и активным началом того пробуждения, которое несет в себе обетование не только грядущего мученичества, но и Воскресения[3].



[1] Апостол Лука – по церковному Преданию – является и составителем первого систематического памятника христианской историографии – Деяний Апостолов

[2] Деян 9.

[3] Можно вспомнить в этой связи стихи Вл. Соловьева:

    И в этот миг незримого свиданья

    Нездешний свет вдруг озарит тебя,

    И тяжкий сон житейского сознанья

   Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

(Третья строфа стихотворения «Зачем слова?..» (1892).

 

 

Сентябрь

ПнВтСрЧтПтСбВс
123
4 5678910
11 121314151617
18 192021222324
25 2627282930

Октябрь

ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2 345678
9 101112131415
16 171819202122
23 242526272829
30 31
© институт перевода 2012